Такси по-женски: об интеллигентных пассажирах, ночной работе и мужском вождении

САМА СЕБЕ РЕЖИССЕР

Современные интернет-приложения для вызова такси позволяют не только делать это быстро и удобно, но еще и выбрать водителя из предложенных вариантов. Приходит ваш заказ, и вы видите не только модель машины и время подачи, но и кто за рулем, Иван или Азамат, например. Можно ведь и отказаться. В моем случае — Оксана. На привычном Hyundai Solaris, но с оценкой 4,94 из 5-ти возможных. Уже интересно, как она умудрилась заполучить столь высокий балл.

В лоб спрашивать о возрасте бестактно, но Оксана рассказывала о замене паспорта, которая делается в 45. В такси работает давно, начинала еще в обычной таксофирме, где ей дали KIA не первой свежести с хрустящей коробкой передач и поставили в смену. Вкалывать приходилось по 12 часов и более, контингент — тот еще, то хамят, то угрожают, ездить с ворохом наличных тоже страшно. Но в 2014-м она подключилась к «Уберу», когда он еще только появился в Москве, тут ситуация в корне изменилась.

Даже сама ее машина — обычная, белая, без «шашечек» и со стандартными знаками, но лицензия на такси имеется, просто выдана она в Подмосковье, там желтые номера не требуются. «Солярис» принадлежит брату, машине полтора года, а пробег уже 170 тысяч. Хотя, по словам Оксаны, никаких нареканий к автомобилю нет, меняет только расходники. Кстати, говорит, что за рулем давно, ездить приходилось и на вазовской «классике», так что многое умеет и сама: колесо или даже масло в моторе поменяет. Судя по разговору и по уверенной манере езды в городе с короткой (по-таксистски) дистанцией до передних машин — точно поменяет. И все же для работы предпочитает «автомат».

— Я люблю «механику», всегда ездила на «механике», но так сложнее работать, больше устаешь просто физически из-за лишних движений, а не какой-то трудности в управлении, — говорит Оксана.

А работает она по ночам — шесть раз в неделю. Сама себе определила такой график, чтобы не стоять все время в пробках, а нормально ездить. Никаких выжиманий соков по 14-часов подряд или сна в машине, утром сразу домой и спать, выходной себе делает в понедельник (в «Убере» нет никаких графиков и смен, включил приложение на мобильном — можешь брать заказ, я вам уже об этом рассказывал). А в ряде нынешних столичных служб такси на работу берут без учета профессионализма или даже благополучия, они возят на арендованных машинах, так что себе остаются копейки. На которые в дорогом чужом городе нормально не прожить. Вот в этих машинах они и спят, едят, а моются только по случаю. Это к вопросу о комфорте и безопасности.

«ДУ Ю СПИК ИНГЛИШ»?

По словам Оксаны, первыми клиентами «Убера» в столице были, как правило, иностранцы, они тогда уже привыкли пользоваться этим приложением у себя за границей, а для нас это было новшеством, рекламы никакой не было — только «сарафанное радио». Она даже программу-переводчик установила, чтобы легче было с ними общаться. А при любой поездке через центр обязательно провозила мимо Кремля, они всегда приходили в восторг.

Но и по сей день клиент зачастую совсем не такой, как в обычном такси. Тут ведь обычно не наличными рассчитываются, а по карте. То есть человек, как минимум, имеет недешевый смартфон, подключился к программе, «привязал» к ней свою банковскую карту, то есть весь на виду. Да и вызывает он машину не «на автопилоте», махнув у обочины рукой, а с помощью приложения.

— Я ушла от обычного такси, потому что здесь не было наличного расчета (теперь в «Убере» появилась возможность наличных расчетов, прим. авт.). Боже, какое это счастье. Сплошной позитив. Пассажир вызывает, садится в машину, с ним идет абсолютно легкий разговор. Мне не надо придумывать, за сколько же довезти. Пассажиру не надо прикидывать, сколько денег в кармане. Мне не нужно искать сдачу. Самое главное: на меня нет смысла нападать, у меня нет с собой денег, деньги снимаются с карты. Если кто-то из водителей такси жалуется, что из-за безналичных расчетов у него нет денег на заправку бензином, не верьте ему. Значит, плохо работает.

Вообще, «привязка» банковской карты к приложению пассажира отсеивает весь негатив. У людей уже совсем другое отношение, и это другие люди. За год работы в обычном такси я столько неприятного в свой адрес услышала. А сейчас слышу только «спасибо», «пожалуйста», «не могли бы вы», понимаете? Сплошной позитив. Даже не совсем трезвые пассажиры всегда ведут себя прилично. Самая большая проблема — некоторые засыпают, и их бывает трудно разбудить.

Я всегда говорю пассажирам, если что-то нравится или не нравится, напишите отзыв в приложении. От вас не убудет. Зато у недобросовестного водителя снизится рейтинг, и его в конечном счете отключат от приложения. А у хорошего водителя рейтинг будет высоким. Значит, в следующий раз к вам приедет вежливый водитель.

НОЧЬ. ОКРАИНА

Может показаться, что сейчас в столице такси — пруд пруди. Еще водители «Убера», а теперь и автомобили каршеринга. В центре их концентрация выше, но это только в центре.

— Окраина, где ниже тариф для водителя, почти всегда «пустая», и там всегда есть работа, — объясняет тонкости профессии Оксана. Она говорит, что почти никогда не отказывается от поездки, куда бы не нужно было пассажиру, даже если это за пределами покрытия приложения, и назад надо будет ехать «порожняком». Кстати, «Убер» теперь расширил сферу своей работы на все Подмосковье. Видимо, новоиспеченным водителям следует уделить внимание как раз областным маршрутам.

— Среди пассажиров в центре Москвы, особенно вечерами по пятницам, бывает много «безбашенной» молодежи. Нередко сильно пьяные, они хамят, все время норовят закурить в салоне. Поэтому я в пятницу вечером уезжаю на окраины и перевожу пассажиров там, где идет обычная нормальная жизнь. Люди ездят друг к другу в гости, заказывают поездки в аэропорт или на вокзал. Как ни странно, даже по ночам бывает очень много заказов. Днем на дорогах пробки, а ночью можно быстро перевезти вещи, переехать с квартиры на квартиру. Я сначала удивлялась, а теперь привыкла и к таким заказам. Ночью ведь легко планировать дорогу, ты всегда знаешь, когда доедешь. Поэтому я для себя «выключила» день из рабочего времени. Разве что иногда «захватываю» субботнее утро, когда люди едут в гости, в музеи, на какие-то мероприятия. Нормальные приятные в общении люди, которые живут интересной жизнью, развиваются.

В последнее время я стараюсь брать больше заказов до аэропортов. Они есть даже в самые «тихие» ночные часы – с 3 до 5 ночи. Поездка в аэропорт не очень выгодна с точки зрения затрат на бензин, но интересна в плане общей суммы. Дневные заказы короче, но их больше. В итоге получается 20-30 заказов в неделю, это не много, но в сумме набегает примерно от 60 до 80 тысяч рублей при 8- или 9-часовом рабочем дне. Если вычесть затраты на бензин, это около 20 тысяч в месяц, то остается 40-60 тысяч. По-моему, это хорошая зарплата.

МУЖСКАЯ МАНЕРА

— Все мужчины говорят, что у меня мужская манера вождения. А потому что меня учил мужчина. И я с детства знала, что буду водить машину. Я никогда не бросаю руль, не крашусь во время движения, глядя в зеркало. У меня мужской подход, даже ругаюсь на других участников движения, но не при пассажирах, конечно, а когда одна езжу.

Если раньше вы видели, что мужчина за рулем, значит ясно, все будет хорошо. Сейчас мужчины изменились в плане навыков вождения. Одно дело, когда женщина ведет себя неуверенно, женщин всегда можно отличить. Но сейчас на дорогах можно увидеть разное.

КСТАТИ

Я спросил у автогонщицы Татьяны Елисеевой, хорошими ли водителями являются женщины в такси или пассажирском транспорте?

— Идеальными! У женщин всегда есть своя точка зрения и комплексное видение ситуации, поэтому в такой социально сложной работе — профессиональный водитель в такси или гортранспорте — мужчина начинает злиться, раздражаться, психовать, а женщина быстро адаптируется и ведет себя как обычно, — так считает участница ралли-рейдов, которая с легкостью даст сто очков вперед в гонке любому из блистающих сейчас в криминальных сводках мажору на папином мерседесе. А вы что скажете?