Так нужны или нет детские кресла?

Только накануне мы рассказали о решении высокой судебной инстанции в пользу автомобилиста, который перевозил ребенка на заднем сиденье автомобиля не в детском кресле, но с использованием удерживающего устройства. Гаишник наказал водителя штрафом, а в Верховном суде сочли, что в правилах ничего не говорится про сами кресла, речь идет про удерживающие устройства, а они могут быть самыми разными. Это и бустер — только нижняя часть кресла без спинки, позволяющая сесть выше. И специальная автолюлька для грудничка. И лямка (еще их называют адаптерами), сцепляющая дополнительно верхнюю и нижнюю части ремня безопасности у ребенка на груди. И даже просто подушка на заднее сиденье, чтобы сидеть повыше, тогда ремень не будет давить на горло. Тут все ясно, ничего за 10 лет не менялось.

Теперь эпизод второй. Уже другой нарушитель, многодетный папаша, решил оспорить эти правила. Его оштрафовали за перевозку ребенка спереди без удерживающего устройства, а он заявил, что требование обязательных удерживающих устройств для детей до 12 лет ведет к снижению финансового и материального положения многодетной семьи. О как! Поэтому предложил это правило отменить. О безопасности детей он тут ничего не говорил.

Но суд решил, что жизни детей дороже.

— Дети, находящиеся в автомобиле, относятся к наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых водители должны проявлять повышенную осторожность, — так сформулировано в решении Верховного суда России.

В общем, снова ничего не меняется. В который раз повторяем: для перевозки ребенка до 12 лет обязательны удерживающие устройства, они продаются в автомагазинах и отделах детских товаров, стоят от 500 рублей. И это не обязательно кресла. А на заднем сиденье ребенка можно и вовсе посадить на мебельную подушку, чтобы ремень сверху не давил на шею.

Что касается собственно детских кресел, то это самые дорогие и безопасные из удерживающих устройств, выбор заботливых родителей. Они дороже, но надежнее.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Лямки и адаптеры не спасают

Для перевозки детей должны использоваться только качественные сертифицированные автокресла. Их эффективность доказана краш-тестами – у юного пассажира шансы выжить в аварии в 2-3 раза выше в автокресле, чем без него. В прошлом году на заседании президиума в Госсовете по безопасности дорожного движения Владимир Путин дал поручение зафиксировать в Правилах дорожного движения недвусмысленное обозначение ДУУ: это только автокресла и бустеры. С тех пор прошло полгода, однако, законопроект по конкретизации формулировок в ПДД так и не принят.

— Юридически решение Верховного суда логично. Но это и пугает, – комментирует решение ВС об отмене штрафа водителю Наталья Агре, зампред Общественного совета Минтранса, президент экспертного центра «Движение без опасности». – Весь мир уже давно признал адаптеры ремней безопасности неэффективным средством защиты. Нужно немедленно выполнить поручение президента, и внести соответствующие поправки в ПДД, не вводя в заблуждение ни сотрудников Госавтоинспекции, ни водителей.

Наталья Агре критикует и использование лямки «ФЭСТ», выпускаемой костромским предприятием. В конце прошлого года это устройство было запрещено к продаже Росстандартом из-за нарушений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Он оно дешевле полноценного автокресла и пользуется хорошим спросом. Потому «фэстовцы» так и держатся за свой опасный бизнес, постоянно прикрывая его венгерским сертификатом, который, был у них отозван еще в 2013-м году из-за того, что «треугольник» не прошел тест на безопасность.